О своих работах могу сказать так: я пишу в них то же, что и все художники - себя. Что-то "с точки зрения воздуха", где "край земли всюду". А может "Другое место" - место, где никогда не была, но о котором всегда знала, да и не только я. Отчасти его можно узнать на картинах Питера Брейгеля и на шелковых свитках Сюй Дао Нина или Го Си. Именно средневековая китайская живопись оказала влияние на мой выбор выразительных средств. Профессиональное кредо - "ненарисованность" и "нераскрашенность"; зримому изображению следует продолжаться естественно и свободно, уходить вовне за пределы обрамления.

Каждая моя картина - портрет моего состояния на момент её создания, это то, что в моей душе, мыслях. То, что в остатке.


Горящие угли.

В то лето, когда я начала писать огонь, "налюбовалась" на него предостаточно. Мы жили на даче. Решили построить новый дом, а для начала, сжечь старый. Разобрали дом на доски ( дом был летний и хлипкий) и начали жечь. Начали в мае, закончили к середине осени следующего года - не слишком веселая история.

Но писать огонь, как ни странно, всё таки радость для меня. Скоротечность его существования, те забытые чувства, которые он пробуждает во мне, картинка, меняющаяся ежесекундно... - вечная загадка.

Горящие угли, часть I

Горящие угли, часть II

Волна.

Наверно, это мой самый любимый сюжет. Писать воду - удовольствие, в котором вряд ли себе смогу отказать. Вода завораживает, заставляет думать и приводит в порядок душу. Для меня, суть воды, бесконечная гуманность - способность наполнить любую пустоту. Динамика готовая в любой момент превратиться в статику и принять чужую форму, в угоду наполняемого ей сосуда. Не это ли есть любовь?


Октябрь. Берег.

Коллекция одих из самых моих удачных картин. По моему, получилось достаточно просто и, в то же время, ёмко. Знаю по собственному опыту, что сделать просто - сложно (такой вот каламбур), гораздо проще наворотить горы сложных бессмыслиц, красивых по форме, но пустых внутри. "Октябрь. берег" есть итог уходящего года (для меня год всегда заканчивается осенью). Это то, чем я могла жить весь год, то, что было во мне, то, что наконец перемололось, но не стало мукой, что осталось в "остатке" на пустом октябрьском берегу. Обрывки летних воспоминаний, привязанностей, надежд на будущее - пара оброненных птичьих перьев, речные раковины и полуистлевшие листья. А дальше зима, сон; пока снова кто нибудь ненароком не разбудит.

Октябрь. Берег, часть I

Октябрь. Берег, часть II

Октябрь. Берег, часть III

Воздух.

Тема птиц и птичьей стаи была заглавной на моей персональной выставке в Центральном Доме Архитектора. Название и концепция выставки "С точки зрения воздуха край земли всюду". Так начинается один из моих любимых стихов Бродского. Работы, представленные в экспозиции выставки, были написаны в ракурсе "сверху - вниз" - с точки зрения, может быть, птицы.

Воздух, часть I

Воздух, часть II

Меня волнует и трогает скоротечность, хрупкость и эфемерность вполне обыденных сюжетов. От крика птичьей стаи делается что-то с сердцем; она рассыпается на клювастых и шелестящих, но, снова складывается воедино, чтобы исчезнуть за горизонтом. "Октябрьский берег" скоро занесет снегом, "горящие угли" раскидает и задует ветер. Но может быть, если я это напишу, что нибудь останется?

Увидеть, ощутить, пропустить через себя, заменить часть увиденной картинки собой и написать картину - есть смысл творчества для меня.